27 мая 2017 года в городе Ташкенте состоялось десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации.
Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса Н.Йулдошев.
Сенаторы начали работу с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 80, 93, 108 и 109)».
В ходе обсуждения отмечалось, что закон содержит принципиальные положения, направленные на реализацию задач, намеченных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах по реформированию судебно-правовой сферы, расширению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышению уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшему совершенствованию системы отбора кандидатов и назначения на должности судей, а также усилению мер по обеспечению охраны природы и экологической безопасности.
Так, Указом Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» Госкомприроды преобразован в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, подотчетный Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Изменения в статью 80 Основного Закона предусматривают исключение из полномочий Сената Олий Мажлиса назначения и освобождения от должности председателя Госкомприроды по представлению Президента Республики Узбекистан, а также заслушивания отчета председателя Госкомприроды.
Кроме того, в соответствии с поправками, внесенными в статью 93 Конституции Республики Узбекистан, Конституционный суд будет избираться Сенатом Олий Мажлиса по представлению Президента Республики Узбекистан из числа лиц, рекомендованных Высшим судейским советом, включая представителя от Республики Каракалпакстан.
Поправки в статьи 108 и 109 Основного Закона предусматривают расширение полномочий Конституционного суда в части проверки соответствия Конституции конституционных законов, законов о ратификации международных договоров до их подписания, рассмотрения обращений Верховного суда, инициированных судами, о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, подлежащих применению судами в конкретном деле, а также ежегодного представления палатам Олий Мажлиса и Президенту Республики Узбекистан информации о конституционной законности в стране.
По мнению сенаторов, эти изменения и дополнения будут способствовать совершенствованию системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также повышению эффективности деятельности и авторитета Конституционного суда. Закон одобрен сенаторами.
Далее рассмотрен Конституционный Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан», направленный на дальнейшее расширение полномочий Конституционного суда, дальнейшую демократизацию порядка его формирования.
Законом четко определены сроки полномочий и требования к кандидатам в судьи, в том числе устанавливается, что не допускается избрание членов Конституционного суда более двух раз, с сохранением действующего 5-летнего срока полномочий. Предусматривается повышение возрастного ценза кандидата в судьи с 30 до 35 лет и закрепление предельного возраста пребывания в должности судьи – 70 лет. Расширены основания для досрочного прекращения полномочий судьи.
Расширяются основные принципы деятельности Конституционного суда за счет включения таких принципов, как верховенство Конституции, состязательность и равноправие сторон. Добавлены и субъекты, обладающие правом внесения вопросов в Конституционный суд, – Кабинет Министров и Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман).
В правовом акте детально раскрываются организационные вопросы деятельности Конституционного суда. Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Положение о классных чинах работников судов и Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде Республики Узбекистан». Отмечено, что данный закон разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2017 года «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», постановлениями Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2017 года «Об организации деятельности Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан» и от 19 апреля 2017 года «Об организации деятельности Исследовательского центра изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете Республики Узбекистан».
Изменениями в Положение устанавливается порядок, согласно которому работникам судов, Высшего судейского совета, Исследовательского центра изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете и Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан и его территориальных отделов присваиваются специальные звания – классные чины.
Данные изменения и дополнения будут способствовать повышению эффективности деятельности и авторитета судебной власти. Закон одобрен сенаторами.
Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан». Отмечалось, что закон разработан в свете реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также во исполнение указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.
Так, в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан», от 21 апреля 2017 года «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами», другими актами законодательства вносятся изменения и дополнения в Конституционный Закон «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», законы «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О парламентском контроле», «Об органах внутренних дел», «Об охране природы».
Устанавливается порядок заслушивания Сенатом Олий Мажлиса два раза в год информации министра внутренних дел о работе по предупреждению и профилактике правонарушений, информации министра иностранных дел о своей деятельности, порядок заслушивания Законодательной палатой Олий Мажлиса два раза в год информации министра здравоохранения о деятельности министерства с предварительным их рассмотрением в соответствующих комитетах палат Олий Мажлиса.
Закон предусматривает исключение из полномочий Сената Олий Мажлиса назначения и освобождения от должности председателя Госкомприроды по представлению Президента Республики Узбекистан, а также заслушивания отчета председателя Госкомприроды в связи с переходом подотчетности Госкомэкологии Кабинету Министров Республики Узбекистан. Признается утратившим силу постановление Олий Мажлиса от 26 апреля 1996 года «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы».
Как отметили сенаторы, изменения и дополнения будут способствовать системности работы органов государственного управления, усилению парламентского контроля за деятельностью Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» вносятся изменения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, направленные на усиление ответственности за бесхозяйственное использование земель либо их порчу, нарушение требований по охране и использованию недр, правил охраны водных ресурсов, природоохранных требований при транспортировке, размещении, утилизации, переработке, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов, в том числе за повторное совершение этих правонарушений.
В соответствии с Госпрограммой «Год здоровой матери и ребенка», утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 9 февраля 2016 года, вносятся изменения и дополнения в законы «О гарантиях прав ребенка» и «Об опеке и попечительстве», предусматривающие определение категории детей, находящихся на полном государственном обеспечении, и установление запрета на назначение опекунами или попечителями лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими назначению их опекунами или попечителями.
В целях формирования дополнительных источников для местных бюджетов районов и поэтапного сокращения зависимости местных бюджетов от республиканского бюджета вносятся изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающие включение в состав прочих доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан также дивидендов (доходов) по государственной доле акций (паю), за исключением дивидендов (доходов) по доле органов государственной власти на местах, и внесение в состав прочих доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента дивидендов (доходов) по доле органов государственной власти на местах.
В соответствии с Программой комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года, вносятся изменения и дополнения в Закон «О государственной налоговой службе», Хозяйственный процессуальный кодекс, Налоговый кодекс. Они направлены на дальнейшее расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной налоговой службы, совершенствование администрирования, обеспечивающего минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, широкое внедрение дистанционного (камерального) контроля и повышение правовой грамотности налогоплательщиков, упрощение механизма и повышение оперативности документооборота между судом и участниками процесса.
Устанавливается порядок формирования хозяйственного дела, в том числе в электронной форме, который предусматривает разработку программного обеспечения, а также установление в залах судебных заседаний судов современных компьютеров, сканеров и др.
По мнению сенаторов, принятие поправок обеспечит минимизацию затрат на сбор налогов и других обязательных платежей, позволит сократить финансовые и временные затраты участников процесса, а также экономить время налоговых органов, судей и налогоплательщиков.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2017 года «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях» в некоторые законы вносятся изменения и дополнения, исключающие из перечня объекты, приватизация которых осуществляется по постановлению Президента Республики Узбекистан, а также некоторых объектов в связи с представлением Председателю Совмина Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента права принимать решения о реализации нестратегических объектов государственной собственности, в том числе государственных объектов недвижимого имущества по «нулевой» выкупной стоимости с принятием инвестиционных обязательств.
Изменения также вносятся в Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре». Так, Генеральному прокурору в целях обеспечения качественного исполнения возложенных задач предоставляется право в отдельных случаях принимать на службу в органы прокуратуры специалистов, имеющих высшее образование в сфере экономики, финансов, социологии, информационно-коммуникационных технологий и других сферах, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы.
Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности» (новая редакция) и постановления Президента Республики Узбекистан от 14 февраля 2017 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лицензирования фармацевтической деятельности» законом вносятся изменения в некоторые акты законодательства, в частности, даны новые определения таким понятиям, как лекарственные средства, изделия медицинского назначения, кроме того, внесены новые понятия – медицинская техника, лекарственное растительное сырье и др.
Кроме того, вносятся изменения в некоторые законодательные акты в связи с передачей полномочий по лицензированию вида фармацевтической деятельности – розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения от Министерства здравоохранения Республики Узбекистан органам государственной власти на местах.
Законом также признаются утратившими силу некоторые законодательные акты Республики Узбекистан. Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы рассмотрели законы о ратификации ряда международных документов. В их числе законы Республики Узбекистан «О ратификации Договора о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Туркменистаном» (Ашхабад, 6 марта 2017 года)», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Республикой Узбекистан, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, в целях расширения действия положений Соглашения к двусторонней торговле текстильными изделиями с учетом истечения срока действия двустороннего текстильного Соглашения (Ташкент, 7 апреля 2011 года)» и «О ратификации Устава Международного Агентства по возобновляемой энергии (Бонн, 26 января 2009 года)».
По мнению сенаторов, ратификация указанных документов поднимет отношения нашей страны с другими государствами и международными организациями на новый стратегический уровень, послужит дальнейшему углублению многопланового сотрудничества, усилению экспортного потенциала нашей страны, освоению новых рынков сбыта, выводу международной торговли текстильными изделиями на новый виток развития, а также дальнейшему углублению сотрудничества в области внедрения энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии. Законы одобрены сенаторами.
Затем сенаторы рассмотрели вопросы об изменении границ города Хивы и Хивинского района Хорезмской области и отнесении города Хивы к категории городов областного подчинения, об отнесении города Шахрисабза к категории городов областного подчинения, а также об изменении границ Зааминского и Зарбдарского районов Джизакской области.
Отмечалось, что одобрение данных предложений правительства страны будет способствовать совершенствованию административно-территориального устройства Джизакской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей, компактности территорий и эффективности управления ими, дальнейшему улучшению условий жизни местного населения, придаст стимул дальнейшему динамичному развитию туристской сферы.
Далее, заслушав и обсудив отчет министра иностранных дел Республики Узбекистан о деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в сфере развития внешнеэкономических связей, привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий в отрасли экономики и регионы страны, развитие туризма и укрепления международного имиджа Республики Узбекистан, сенаторы отметили, что в этой сфере проделана значимая работа.
За последние 9 месяцев организовано 10 визитов на высоком уровне и 460 поездок правительственных делегаций. В их рамках был подписан солидный пакет инвестиционных и торговых соглашений.
Вместе с тем в своих выступлениях сенаторы указали на существенные недостатки в деятельности Министерства иностранных дел и дипломатических представительств Республики Узбекистан за рубежом, проблемы, ждущие своего решения и неиспользованные возможности.
В частности, в недостаточной мере активизировалась работа по привлечению иностранных инвестиций и передовых технологий в регионы страны, выводу продукции национальных экспортеров на новые рынки. Имеются недостатки в подготовке и переподготовке кадров, в должной мере не налажено партнерство Университета мировой экономики и дипломатии с ведущими зарубежными вузами.
В ходе обсуждения сенаторы высказали ряд предложений и рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и принятие действенных мер по устранению имеющихся недостатков, отмеченных в ходе заслушивания отчета. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В соответствии с Конституционным Законом «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», законами «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О парламентском контроле» сенаторы приняли решение о направлении парламентского запроса заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан – министру сельского и водного хозяйства Мирзаеву З.Т. о причинах возникновения задолженности фермерских хозяйств, выращивающих сельскохозяйственную продукцию для государственных нужд, перед обслуживающими и другими организациями.
Далее были рассмотрены вопросы об избрании председателя и заместителя председателя Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма, об избрании председателя и членов Верховного суда Республики Узбекистан, о назначении на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Королевстве Бельгия и о назначении на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Республике Корея.
На пленарном заседании рассмотрены и другие вопросы, относящиеся к компетенции Сената Олий Мажлиса. Приняты соответствующие постановления.
В ходе десятого пленарного заседания Сената был рассмотрен 21 вопрос, в том числе 7 законов, направленных на коренное повышение эффективности осуществляемых преобразований в стране, последовательное исполнение Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год диалога с народом и интересов человека. Отмечалось, что решения, принятые на десятом пленарном заседании Сената, станут важным фактором дальнейшего укрепления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан, повышения уровня жизни населения, укрепления стабильности и благополучия в стране.
На этом десятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан